Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в развитии рыночной экономики Российской Федерации важную роль играет создание гибкого социально ориентированного малого бизнеса, так как малое предпринимательство представляет собой базовую составляющую рыночного хозяйства. Наряду с этим, неотъемлемой частью развития малого бизнеса является рациональная государственная политика в сфере налогообложения, которая выступает основным финансовым рычагом, регулирующим отношения между государством и малым сектором. Тем не менее, в настоящее время можно выделить комплекс проблем связанных с налоговым регулированием малого предпринимательства в России, которые сдерживают его рост, при этом оказывая негативное влияние на экономическую деятельность данной страны. На современном этапе развития малое предпринимательство в России является фундаментальным инструментом реформирования экономики, поскольку способствует развитию конкурентоспособности, снижает уровень безработицы, а также является основным источником налоговых поступлений в бюджет.
Цель работы – раскрыть основы налогового регулирования деятельности малого бизнеса.
Задачи работы:
- рассмотреть тенденции в налогообложении малого бизнеса;
- представить режимы налогообложения малого предпринимательства;
- на примере предприятия малого бизнеса охарактеризовать систему его налогообложения и ее совершенствование.
Объект исследование – субъекты малого бизнеса РФ.
Предмет исследования – налогообложение
1. Теоретические аспекты налогового
регулирования малого бизнеса
1.1. Основные тенденции в налогообложении малого бизнеса
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Что же касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 человек .
Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно 10 млн евро и 50 человек.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К преимуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу малого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов .
В разных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
С 1 января 2013 г. были внесены существенные законодательные изменения, повлиявшие на деятельность большинства субъектов малого и среднего бизнеса, среди которых можно отметить следующие:
– возложение обязанности по ведению бухгалтерского учета и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
– повышение тарифов взносов во все внебюджетные фонды для отдельных категорий организаций, а также увеличение в два раза общего платежа по обязательным страховым взносам для индивидуальных предпринимателей;
– установление обязанности налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в случае прекращения их деятельности, в отношении которой применялись такие режимы налогообложения, уведомить об этом на основе подачи заявления налоговый орган.
По данным Федеральной налоговой службы, на начало 2018 года в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, в то время как прекратили собственную деятельность 7,7 млн. чел. Среди основных причин такой негативной тенденции можно назвать: административные и экономические барьеры в деятельности предприятий; снижение покупательской способности; рост цен на сырье и материалы; скачки курса денежной единицы страны и высокие ставки по кредитам, и т.д. Отдельно можно выделить чрезмерное налоговое давление на предпринимателей как ведущую причину прекращения деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
В целях создания устойчивого малого бизнеса необходима разработка эффективной государственной политики в сфере налогообложения, предполагающая необходимость формирования нормативно-правовых документов, которые оказывали бы поддержку и стимулировали к развитию малого сектора.
В настоящее время основным нормативно-правовым документом налогового регулирования деятельности малого предпринимательства в РФ выступает Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Анализ данного кодекса позволяет выделить следующие режимы налогообложения субъектов малого бизнеса :
- общая система налогообложения – автоматическим образом он назначается все предприятиям малого бизнеса, уплачиваются все виды налогов;
- упрощенная система налогообложения – отличие от общей системы в том, что уплачивается только единый налог;
- система налогообложения на вмененный доход – при данном режиме производится уплата налога на вмененный доход, расчет которого происходит на основе фиксированного дохода налогоплательщика;
- патентная система налогообложения – особого рода налоговый режим, который может применяться индивидуальными предпринимателями;
- единый сельскохозяйственный налог – специальным образом разработано для деятельности малого бизнеса в сфере сельского хозяйства.
Более подробно данные режимы будут рассмотрены в следующем разделе работы.
На рисунке 1 отображена динамика изменения объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации связанных с применением налогоплательщиками специальных систем налогообложения за период 2014–2016 гг. и 9 месяцев 2017.
Рисунок 1 - Динамика поступления налогов, уплачиваемых в связи
с применением специальных режимов налогообложения, в тыс. руб.
Таким образом, на основании диаграммы, приведенной на рисунке 1, можно увидеть, что наиболее значительные поступления в бюджет идут от применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения. Данная тенденция прослеживается за весь анализируемый период.
Несомненно, применение специальных налоговых систем значительно упрощает «жизнь» налогоплательщику, т.к. именно благодаря их применению он может значительно, а главное легально снизить свои налоговые обязательства перед государством.
В таблице 1 представлена динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ при применении упрощенной системы налогообложения за 2014-2016 гг. и 9 месяцев 2017 г.
Как можно заметить, годовой прирост суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет на 1 октября 2017 года, составил 257 440 896 тыс. руб., что на 1,28% больше показателя 2016 года. Также за весь рассматриваемый период наблюдается рост налогоплательщиков, применяющих УСНО: в 2016 году этот показатель составил 2 874 817 ед., что на 2,01% больше данного показателя в 2015 году это свидетельствует нам о росте числа субъектов малого предпринимательства на территории РФ.
Таблица 1 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ при применении упрощенной системы налогообложения
за 2014 - 2016 гг. и 9 месяцев 2017 г.
А вот налоговая нагрузка на 1 предприятие снижается: в 2014 году она составляла 91311 руб. на 1 налогоплательщика, а в 2016 г. снизилась до 88412 руб. Это свидетельствует об эффективности применяемой системы налогообложения
Таким образом, можно отметить, что наиболее распространены в России системы ЕНВД и УСНО.
1.2. Выбор оптимального режима налогообложения
малого бизнеса в РФ в качестве совершенствования налогообложения
Как было отмечено выше, с целью оптимизации системы налогообложения малые предприятия могут использовать так называемые спецрежимы.
Малое предприятие, согласно тому, какого рода виды деятельности они осуществляют, могут выбрать для себя наиболее выгодный вид налогообложения, либо же использовать одновременно несколько режимов специального характера.
Достаточно важным является усвоить то, что в течение 5-ти рабочих дней после прохождения процедуры регистрации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление на право применения избранного компанией налогового режима.
Если указанное заявление не успели подать, то автоматическим образом предприятие малого или среднего бизнеса должно будет уплачивать налоги на основе общего режима налогообложения.
В 2019 году малое или среднее предприятие может выбирать для себя один (или несколько) из имеющихся режимов уплаты налогов.
УСНО (Упрощённая система налогообложения). Все условия к применению УСНО в РФ приведены на рисунке 2.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994. № 32.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998. №31.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства: Феде-ральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ // «Российская газета». № 164. 31.07.2007.
4. Беликова Е.В. Особенности налоговой оптимизации в малом бизнесе / Е.В. Беликова, Д.В. Орехова // Бизнес. Образование. Право. – 2017. - №4. – С.111-115.
5. Годлевская М.Д. Состояние и перспективы развития налогово-го регулирования деятельности малого бизнеса в России / М.Д. Годлевская // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2018: Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – С.72-74.
6. Данные по формам статистической налоговой отчётности. Офи-циальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
7. Жигалина Е.В. Специальный режим налогообложения – па-тентная система налогообложения: преимущества и недостатки / Е.В. Жи-галина // Вестник современных исследований. – 2017. - №3. – С.128-132.
8. Каидова С.З. Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства и оценка его эффективности / С.Э. Каидова, М.Г. Алимирзоева // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №4. – С.643-646.
9. Костыкова М.Ю. об отдельных аспектах налогового регулиро-вания малого бизнеса / М.Ю. Костыкова // Вестник современных исследо-ваний. – 2018. - №7.2. – С.119-120.
10. Налогообложение малого бизнеса в 2018 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-tiketka.ru/sobstvenniy-biznes/sozdanie-biznesa-s-nulya/nalogooblojenie-malogo-biznesa.
11. Патент ИП – все о патентной системе налогообложения [Элек-тронный ресурс]. URL: http://urlaw03.ru/nalogi/article/patentnaya-sistema-nalogooblozheniya-dlya-ip.
12. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности института малого и среднего бизнеса в России / С.Ю. Пилю-гина // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник ста-тей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-57.
13. Расчет ЕНВД в 2018 году: ставки, примеры [Электронный ре-сурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/art/91590-edinyy-nalog-na-vmenennyy-dohod.
14. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ ма-лого и крупного бизнеса / Е.В. Симонова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С. 22-24.
15. Тауль В.Э. Налоговое регулирование малого бизнеса: россий-ский и европейский опыт / В.Э. Тауль // Студенческий. – 2018. - №6-2. – С.76-78.